Противодействие коррупции
Противодействие
коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и
важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской
Федерации, которым отводится центральное место в реализации
антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного
соблюдения.
Прокуратура
Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система
органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской
Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов,
действующих на ее территории.
Органы прокуратуры
осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании
Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992
г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от
25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных
федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации
Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии со
статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе
Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по
надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Аналогичные
специализированные подразделения по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на
уровне субъектов Российской Федерации.
Организационное и
методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет
управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии
коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное
руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов
Российской Федерации.
В состав управления
входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства;
отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной
деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных
дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры
управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие
надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и
межрегионального уровня.
Такое построение
призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках
единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить
комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному
давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти.
Установленные для работников подразделений гарантии независимости
позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции,
невзирая на уровень проверяемого органа.
В целях повышения
гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их
работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на
должность и освобождения от должности, но и специальный порядок
привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной
ответственности.
Назначение на
должность производится после тщательного изучения в Генеральной
прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен
иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать
необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией.
Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав
комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден
приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На
региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов
Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.
Все отобранные
прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне
назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской
Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности
только с согласия его первого заместителя.
Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:
- мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
- выявление коррупционных проявлений в
деятельности различных государственных органов и органов местного
самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
- возбуждение дел об административных
правонарушениях и проведение административного расследования, в том
числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных
правонарушений;
- участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
- оценка нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и
организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на
коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);
- осуществление надзора за соблюдением
уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования
уголовных дел о фактах коррупции;
- поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
- участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.
С учетом мероприятий, определенных Национальным
планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147, приоритетными направлениями надзора в сфере противодействия коррупции являются:
- соблюдение федеральными государственными
органами требований законодательства Российской Федерации о
противодействии коррупции, в том числе об организации работы по
противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения
задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;
- соблюдение лицами, замещавшими должности
государственной или муниципальной службы (в том числе получившими
отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному
поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию
конфликта интересов), ограничений при заключении ими после увольнения с
государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых
договоров;
- соблюдение органами субъектов Российской
Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- соблюдение лицами, замещающими должности
категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании
конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их
доходам;
- соблюдение требований законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении
земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной
собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и
медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации
оказания медицинской помощи гражданам.