МО сельское поселение "Краснопартизанское" Хоринский район Республики Бурятия

Официальный сайт

Уважаемые земляки Ониноборцы

        Пишите свои воспоминания, интересные факты, уточнения, присылайте старые фотографии на электронный адрес Snetkov_A_G@mail.ru , noytbyk10@mail.ru,  по телефону 24-1-49, 24-1-35, (сотовая связь у нас почти не ловит), через соцсети, (одноклассники), при личном общении.

         Пишите даже несколько строк, или просто определенный исторический факт.

Напишите о своих родственниках, знакомых, обо всех кто родился и вырос в Ониноборске, имеющих различные звания , правительственные награды, награжденные орденами и медалями, занимавшие высокие должности в различных структурах и тд. Мы вместе сделаем это дело.

 

Сельские скорбные места

 

История православных кладбищ, часовен, неразрывно связана с историей села. По православному вероисповедованию кладбище является священным местом, и независимо от нашего желания  кладбище занимает в нашей жизни одно из важнейших мест. Сельский житель может никогда не побывать в театре, музее, ресторане, за границей, но он непременно и не единожды посетит сельское кладбище. Причем неверно думать, что кладбище  это только мрачная, горестная сторона человеческого существования: чаще всего люди бывают в печали на кладбище лишь в день похорон кого-то из близких, а позднее посещение кладбища вызывает, как правило, чувство умиротворения, умиления. Это особенно ярко проявляется в родительский день, в первый вторник после Пасхальной недели. Это день единения родственников, собирающихся чтобы почтить память предков,  а также встретиться с живыми.

Погост - так называли кладбища, то есть место, где «гостит» прах человека до всеобщего воскрешения. Ониноборская часовня была неотъемлемой частью старого деревенского кладбища, которое было расположено за часовней, в центре села. Вероятно, при первых застройщиках это была недалекая окраина села, при дальнейшем увеличении количества жителей и домов кладбище оказалось в  центре села. С конца XIX века захоронения стали производить на новом, сельском кладбище, у леса. Либо два кладбища существовали все время параллельно, но у часовни хоронили только знатных, преданных православной вере сельчан, либо было решено отказаться от захоронения на старом кладбище по простой причине: кладбище оказалось в центре села.  Старое кладбище и часовня постепенно приходили в упадок, наступило время борьбы с религиозными предрассудками, начались гонения на православную церковь, насаждался воинствующий атеизм. В такое время было некогда думать о захоронениях и часовне на старом кладбище, тем более там были захоронены знатные сельчане, можно сказать сельские богачи.  

На месте часовни долгое время был расположен продуктовый магазин, на месте деревенского кладбища располагался технический двор магазина. Еще в середине XX века сельчане находили на месте старого деревенского кладбища «вещественные» доказательства, которые земля выталкивала наружу.

               Новое сельское кладбище расположено на пригорке у леса. Это тихое, умиротворенное место, где шумят вековые сосны, безмолвные свидетели первых захоронений, да прилетят вороны, внимательно выглядывая происходящее на земле, и улетят, тяжело рассекая воздух крыльями и оглашая на весь лес свое присутствие. На этом кладбище вот уже более века хоронят жителей села,  завещают похоронить в Ониноборске и давно выехавшие из села земляки, которые не потеряли духовной связи с малой родиной. И тянется похоронная процессия  из ближайших сел, Хоринска, Улан-Удэ, Иркутска, выполняя волю покойного.

            В истории кладбища есть страница, когда по решению руководства Сельского Совета и совхоза «Анинский»  был запрет на захоронение, и перенос кладбища на новое место,  к лесу, по левую сторону  от дороги на озеро Сункурук. В середине 1970-х годов было принято предварительное решение о переносе центральной усадьбы совхоза «Анинский» из Хоринска в Ониноборск.       Для выполнения этого решения требовалось построить новые производственные площади и вспомогательные сооружения, но мест,  пригодных для такого строительства вокруг Ониноборска было немного, мешала вечная мерзлота. А земля, прилегающая к кладбищу, соответствовала требованиям,  предъявляемым для кирпичного строительства.   Даже было сделано одно захоронение на новом месте, но общественность села проявила несогласие с закрытием кладбища и, проявив волю и настойчивость смогли отстоять право на историческую память о предках, предопределив дальнейшую судьбу кладбища. 

               Похоронен  на сельском кладбище с воинскими почестями, оружейным салютом солдат Советской Армии Казанцев Александр Анатольевич (1957-1977). Служил он в инженерных войсках, и во время пожара не жалея себя боролся с огнем на спецтехнике, отрезая разбушевавшемуся  огню путь к инженерным коммуникациям. Огонь оказался сильнее Александра. Он трагически погиб на своем посту и отдал самое ценное - свою жизнь, выполняя воинский долг.

В декабре 2017 года Ониноборск встречал  прах воина - героя, ушедшего на защиту Родины от коричневой чумы и погибший в далеком,  1941 году.  76 лет пролежал в Смоленской земле наш земляк,  пропавший без вести, Вандакуров Александр Иванович (1921-1941).

Пропавший без вести солдат

 Великой Отечественной вернулся на Родину.

9 декабря, в День героев Отечества, в Хоринске, на площади около памятника землякам–хоринцам, не вернувшимся с войны, состоялся траурно-торжественный митинг, посвященный возвращению на родную землю 20-летнего солдата Великой Отечественной войны, жителя села Ониноборск, Александра Ивановича Вандакурова, долгих 76 лет считавшегося пропавшим без вести. Его останки были найдены в августе этого года поисковым отрядом «Честь и Долг» (командир В.А. Прохоренков) в Починковском районе

Смоленской области и 3 декабря переданы родным. Прах солдата привез на родину его племянник Андрей Иванович Злобин. ˂…˃ Воин был захоронен в этот же день на кладбище в с. Ониноборск под траурные звуки военного оркестра и трехкратный залп салютной группы. Почтить память солдата-земляка приехали жители из сел Булум, Зун-Хурай, Хоринск, пришли односельчане, ˂…˃ обряд отпевания провел священник иерей Свято-Никольского храма села Хоринск˂…˃. 

Евгений Гуров

               Эта лишь второй случай в Бурятии, когда прах солдата Великой Отечественной  войны перезахоранивают на их малой родине.

Есть история захоронений сельчан других религиозных вероисповеданий- христиан иудеев и буддистов.

В начале XX века в селе, по данным «Летописи села Ониноборск» Ивана Ильина  проживали две еврейские семьи,  Гершман и Беркович. Живя в христианском, православном селе они сохраняли веру своих предков, обычаи своего народа, но жизнь диктует свои правила. Так у леса, по левой стороне дороги в Зун-Хурай появилось три могилы. На могилах были установлены деревянные столбы квадратного сечения, немного зауженные от основания вверх. На металлических пластинках было выдавлено русскими буквами данные о покойном. В начале 1970 годов останки из этих могил были  эксгумированы и перевезены на новое место захоронения родственниками. После сильного лесного, низового пожара остатки надгробных столбов были уничтожены.

            На север от озера Сункурук, в лесу, есть небольшое бурятское кладбище, на котором хоронили  бурят, которые продолжительное время проживали в Ониноборске. В настоящее время захоронения на кладбище происходят редко, и поэтому видится как заброшенное. Простые люди стараются обходить стороной это место, не беспокоить умерших, ведь у бурят нет традиций посещать свои кладбища.

            У христиан сильны традиции поминания усопших,  в храмах ставятся свечи за упокой, проводят отпевание и службы, литургии, над могилами сооружают часовни, монументы, сравнимые с произведениями искусства. Сельское кладбище намного скромнее в этом отношении, но на сельских кладбищах царит атмосфера умиротворения, тишины и покоя.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительно: