Уважаемые земляки Ониноборцы
Пишите свои
воспоминания, интересные факты, уточнения, присылайте старые фотографии на
электронный адрес Snetkov_A_G@mail.ru , noytbyk10@mail.ru, по телефону 24-1-49, 24-1-35, (сотовая связь
у нас почти не ловит), через соцсети, (одноклассники), при личном общении.
Пишите даже несколько строк, или просто
определенный исторический факт.
Напишите
о своих родственниках, знакомых, обо всех кто родился и вырос в Ониноборске,
имеющих различные звания , правительственные награды, награжденные орденами и
медалями, занимавшие высокие должности в различных структурах и тд. Мы вместе
сделаем это дело.
История школы
Обучение детей грамоте в Ониноборске в начале XX века из-за
недостатка письменных, подлинных сведений малоизученно. Достоверно известно,
что дети, рожденные в начале 1890 – х годов получали основы грамоты именно в
селе, не выезжая за его пределы, а наиболее успешные ученики, родители которых
имели определенный материальный достаток, имели возможность продолжить
образование в Хоринске, в училище. По воспоминаниям старожилов, такой прообраз школы в селе начал свою работу в 1901
году. Располагалась школа в частном доме, родители платили за учебу
учителю, содержали помещение, обеспечивая его всем необходимым.
В 1910 году в Ониноборске была
открыта Пророко-Ильинская православная церковь,
при церкви начала функционировать церковно-приходская начальная школа. Первой учительницей была Ляпунова
Агафья Васильевна. Она получала заработную плату от государства, но большинство расходов по содержанию школы ложилось
на плечи родителей. Принимали детей на учебу с восьми лет, уроки велись с
октября по апрель, до обеда три, после обеда два урока. Детей обучали закону
Божьему, арифметике, чистописанию, старославянскому языку, а весной, в
присутствии священника, проводились выпускные экзамены. Эта школа сделала
четыре выпуска.
Во время Октябрьской революции и
гражданской войны школа в селе не работала. В 1922 году пущено в эксплуатацию
отдельное здание сельской школы, вероятно,
его строительство было начато еще до
революции. Располагалось здание недалеко от церкви, и внешне было очень на нее похожим. Построено оно было добротно, с большими
окнами на забутованом камнями ленточном фундаменте, с двойным полом и
четырехскатной, крытой железом крышей.
В это же время начались занятия в
школе. Но это была уже другая – советская школа. Согласно первым декретам Советской власти в
области образования ставилась задача - добиться в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения, увеличение
роли школы и учителя в становлении новой жизни, воспитании подрастающего поколения в духе
нового времени. Этап развития советской
школы до 1929 года характеризуется поиском новых идей, методов в обучении, в
эти годы определялись пути развития советской школы. Началось строительство системы народного образования Советской России,
но
средств на содержание школ выделялось мало, учителей, которые
соответствовали новым требованиям, катастрофически не хватало.
В 1930 году в стране было введено всеобщее начальное образование, в
селе начался новый этап для Ониноборской
начальной школы 1 ступени с четырехлетним сроком обучения. Вводилось регулярное предметное обучение,
сформировался единый режим занятий, были введены стандартные программы, учебники, создана стройная
структура преемственности школ. Согласно
этой преемственности дальнейшее обучение наиболее успешные ученики продолжали
обучение в школе семилетке села Кульск,
среднее образование получали в Хоринской школе.
Во время Великой Отечественной
войны задачи школы несколько изменились, воспитательный процесс выдвинулся на первый
план. Лозунг «Все для фронта, все для Победы» в равной мере относился как к
взрослым, так и школьникам - подросткам. Взрослели рано, заменяя отцов и
старших братьев ушедших на войну в нелегком крестьянском труде. В военные и
предвоенные годы в школе учительствовали Стуков Иннокентий Порфирьевич и его жена Нина
Михайловна, Байронова (Павлова) Евдокия Харитоновна,
Из воспоминаний
Неверовой Александры Михайловны
<…> «Хотя время было тяжелое, военное, голодное
все же ребята старались не бросать учебу. Сначала в классах было по тридцать
учеников и более, а уже оканчивали школу единицы. Остальные ребята уходили на
войну или просто бросали учебу и шли работать в колхоз. Надо было помогать
родителям прокормить братьев и сестер. В основном у ребят было три, четыре
класса образования, кто хотел учиться
дальше ходили пешком в Кульск, Хоринск. В селе была школа до 4 класса. Учителя
Иннокентий Порфирьевич и Нина Михайловна строго следили за учебой и работой в
колхозе. При школе была столовая, детей кормили» <…>
Это поколение пожертвовало своим
образованием ради достижения высокой цели – Победы над фашизмом. На их долю
выпали тяготы и лишения, сравнимые с подвигом. Родина высоко отметила труд вчерашних школьников, ониноборских мальчишек и девчонок высокой
наградой - медалями «За доблестный труд
в Великой Отечественной войне 1941-1945». Самой младшей награжденной этой медалью была Снеткова (Подобашина) Евдокия
Васильевна, которой в 1945 году
исполнилось всего 12 лет.
Возвращались фронтовики с полей сражения, и хотя в послевоенные, неурожайные года было также голодно, как и в
войну, жизнь постепенно налаживалась, входила в мирное русло. Было достроено
новое, большое и высокое здание сельской школы, строительство которого было
начато перед войной. Страна переходила к всеобщему семилетнему образованию. В
1947-48 учебном году школа была реорганизована в Красно-Партизанскую семилетнюю школу. Тип
школы был смешанный, район деятельности охватывал ближайшие села, где были только начальные школы. Учащиеся из
сел Зун-Хурай, Булум, Алан, Ашанга, Булуганск, Амгаланта, Шибэты, Георгиевское
продолжали обучение в нашей школе в 5-7 классах. Для проживания приезжих детей
был открыт интернат на 15 мест. Этого
было явно недостаточно, и многие жили на квартирах у родственников или
знакомых. Не хватало письменных принадлежностей, школьных учебников, наглядных пособий и помещений
для занятий, но, несмотря на трудности, школа выполняла поставленные задачи по
обучению и воспитанию подрастающего поколения
С
реорганизацией начальной школы в семилетнюю учительский коллектив пополнился
местными кадрами. Пластинина Любовь Александровна учитель химии и биологии, учитель
русского языка и литературы Снеткова Хана Васильевна, учителя начальных классов
Байбородина Прасковья Прокопьевна, Озерова (Косыгина) Елена Федоровна. Директором был назначен
Неверов Дмитрий Михайлович.
В эти годы формировался
своеобразный школьный комплекс зданий и сооружений. Два корпуса для начальных и
средних классов, мастерская, водогрейка, интернат. К корпусу, где проходили занятия начальных
классов, было пристроено здание, в котором расположилась библиотека. Дом
для пристроя был передан школе Пластининым Василием Ниловичем. На школьной территории располагался сельский
клуб, который располагался в здании бывшей церкви, здание сельского совета. Был
отдельный дом - живой уголок, в котором
содержались несколько пород кроликов, куры и индюки. За ними ухаживали
школьники, заготавливали для них корма.
Из воспоминаний
Дашицыреновой Галины Дашицыреновны
<…>Начала
я учиться в далеком 1954 году. Поступила в пятый класс, после окончания Верхне
– Анинской начальной школы, где училась у замечательной учительнице Дамбаевой
Дулмы Шулуповны. Тогда школа именовалась Красно-Партизанская семилетняя.
Училась в этой школе 3 учебных года с 1954 по 1957 год. Тогда учились дети
восточных сел района. Ашанги, Амгаланты, Булуганска, Шибэты, Булум, Зун-Хурай, Алан.
Занимались в двух зданиях. Учителями работали в основном выпускники западных
ВУЗов. Коллектив был дружный. Возглавлял коллектив сначала Рабданов Гарап
Рабданович- учитель географии, затем местная Снеткова Хана Васильевна, учитель
русского языка и литературы, впоследствии работавшая в министерстве просвещения
Бурятской АССР, заслуженный учитель школы РСФСР. Учителя были очень профессионально сильными, требовательными к себе и к ученикам.
<…>. У меня классным руководителем была Леонченко Анна Федоровна-
математик. Это она привила любовь к математике, впоследствии многие выпускники
стали учителями математики, как и я сама. При школе было небольшое здание,
разделенное на две половины. В одной половине мастерская, в другой половине
жили 10-15 девчонок, это был интернат. Мальчики жили по квартирам. Тогда не
было электричества, занимались вечером при керосиновой лампе. Днем после
занятий сами варили из своих продуктов еду на
общей большой печке. Была маленькая баня, где мы мылись. На воскресенье
уезжали домой, кто на попутке, на лыжах зимой, на велосипедах. Работала с нами
одна воспитательница Стукова Нина Михайловна. Она проводила с нами интересные
беседы, читала книги, ходили на экскурсии в лес. Она четко следила за
успеваемостью. Очень запомнились пионерские
сборы, на которых подводили итоги всех проводимых мероприятий, поощрение
лучших. Трогательными были пионерские костры около озера Сункурук. Это было
вечером, песни, игры, пляски допоздна, спортивные соревнования проводились днем.
А летом школа превращалась в интересный пионерский лагерь, где дети отдыхали в
три сезона. Тогда школа занималась в 2 смены, так как классы были параллельными
«а», «б», «в», но во вторую смену занимались учащиеся начальных классов. Было
печное отопление без света, но, не смотря на все трудности, дети стремились учиться,
получать знания. После окончания школы, то есть семи классов, кто- то шел работать, часть продолжала учебу.
Я сама поехала учиться в Хоринскую среднюю школу № 1, закончила ее в 1960 году.
Но одно хочу сказать уверенно - знания полученные в Красно-Партизанской
семилетней школе пригодились для дальнейшей учебы в такой сильной школе как
Хоринская средняя школа № 1, и учебе в
БГПИ на физико-математическом факультете.
14 апреля 2001 года<…>
В середине 50-х годов учительский
коллектив существенно обновился. Приехали выпускницы педагогических ВУЗов из европейской части
Советского Союза. Краузе Лидия Ивановна - учитель химии и биологии, Леонченко
Анна Федоровна- математик, а также учитель физики Минеев Владимир Михайлович и его жена Ираида Васильевна, Серебрюхова
(Захарченко) Галина Степановна, языковед
Ганина Валентина Ивановна, учитель истории Шумаев Петр Дмитриевич. А
также учителя, имеющие ониноборские «корни», учитель начальных классов Павлицкая (Еремеева)
Ульяна Андреевна, Белоусова Галина Емельяновна, Сумарокова Ангелина Георгиевна,
учителями труда работали участники Великой
Отечественной войны Павлов Николай Харитонович, Снетков Филипп Ильич,
учителем физкультуры Челондаев Владимир. Директорами школы работали Галсанов Гарап
Рабданович, Снеткова Хана Васильевна. Этот период в советской школе был очень
эффективным, сознательная дисциплина, самобытность, четкая работа всех
структур.
В 1958 году вышел Закон «Об укреплении связи школы с
жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». По этому
закону вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее
образование. На этом этапе развития советской школы делался акцент на трудовое обучение, объем
которого возрос в восьмилетней школе, а в старших
классах средней школы часть учебного времени отводилась на общетехнические
учебные дисциплины и участие в производственном труде. Появились профессионально-технические
училища - ПТУ, куда можно было поступить
после восьмого класса для приобретения рабочей профессии. Красно-Партизанская
семилетняя школа была реорганизована в
восьмилетнюю школу. Колхоз Красный Партизан, принадлежность к которому
указывало предыдущее название школы, в 1959 году стал составной частью большого
совхоза «Анинский», образованного из хозяйств большинства сел восточной части
Хоринского района. Школа стала
называться Ониноборская восьмилетняя школа
Учительский
коллектив это легко трансформируемый организм, который постоянно находится в
поиске новых идей и стоит на передовых ролях в общественной жизни села. Школой
в этот период руководили Сумарокова Ангелина Георгиевна, Жаргалон
Борис Жаргалович, Кучумов Владимир Михайлович, ответственные, творческие
директора. Коллектив пополнялся новыми кадрами, выпускниками бурятского
пединститута и педагогического училища
г. Улан-Удэ, в школу приезжали опытные, знающие свое дело учителя-предметники.
Мария Николаевна и учитель физкультуры Степанович Кучумова Галина Георгиевна, учитель химии и
биологии, учитель начальных классов Глазкова Галина Федоровна, учитель истории
Елбакова Мария Николаевна, старшая
пионервожатая Ильина Ольга
Иннокентьевна, учитель труда Снетков Александр Васильевич. Вернулся в родное село Неверов Дмитрий
Михайлович, прекрасный, сильный математик, поработавший директором в школах
района в селах Зун-Хурай, Хандагай, Тарбагатай, инспектором в
Хоринском районо. В окрестных селах были открыты восьмилетние,
средние школы, в Ониноборском интернате
при школе проживали дети животноводов с отдаленных гуртов совхоза Анинский.
Технический персонал школы, под
руководством завхоза школы Цыдыпова Петра Гатаповича, добросовестно трудился,
делая все возможное для того, чтобы учащиеся занимались в чистых, теплых
классных комнатах, а детям, которые проживали в интернате, создавали
бытовые условия, согласно принятым требованиям. Со всем этим прекрасно
справлялись Пластинина Елена Георгиевна,
Петрова Тамара Антоновна, Татьяна
Гомбожаповна, Снеткова Мария Дмитриевна,
Цыдыпова Евдокия, Сизова Евдокия !!!!! !!!!!!
Из воспоминаний
Пластининой Елены Георгиевны
<…>Перешла
я на работу в школу в 1962 году, до этого работала в колхозе. Чтобы в классах
было тепло, вставали в три часа утра и начинали топить печки, чтобы к восьми захлопнуть
трубу без угара. Дежурная уборщица подавала звонки на уроки, топила водогрейку,
предварительно натаскав туда воды с водокачки, чтобы мыть полы теплой
водой. Сами кололи дрова, но их
предварительно нужно привезти с деляны. Заготавливали дрова родители по два
кубометра на одного ученика, слаживали в небольшие поленницы прямо на деляне.
Приедешь на деляну, а маленькими поленницами все усыпано. А мы на тракторе с
Петром Гатаповичем возили в дровяник, вручную грузили и разгружали. <…>
По инициативе учительского и ученического
коллективов школы в школьном дворе был воздвигнут памятник пионерам героям,
погибшим в годы Великой Отечественной войны, по проекту директора школы Владимира Михайловича. Все школьники, учителя принимали участие в строительных работах после
занятий, на субботниках. Основные строительные работы по возведению памятника
осуществлял технический работник школы, сторож, мастер на все руки Ведерников Виктор
Михайлович, бывший житель Московской области, который был сослан на поселение в
Ониноборск, но после окончания срока ссылки остался навсегда в селе. Памятник представлял прямоугольную стелу на
широком постаменте, венчала эту монолитную конструкцию красная звезда. У
памятника проводили пионерские линейки,
сборы, смотры, вахты памяти.
Пионерское и комсомольское движение, согласно
данным из «Летописи села Ониноборск»
Ивана Петровича Ильина, ведет
свою историю в селе с середины 20-х
годов XX
века. История донесла до нас имена
первых комсомольцев и пионеров Ониноборска. Это Ильин Иван Петрович,
Серебрюхова Анастасия Иннокентьевна,
Новицкая Матрена Макаровна, Насухина (Сергеева) Елена Герасимовна. Верными
продолжателями дела первых комсомольцев и пионеров были и учащиеся школы.
Из отчета
пионерской организации Ониноборской
восьмилетней школы
о проведении военно-патриотической игры
«Зарница 1969»
<…>
13 марта на общешкольной «боевой» линейке командир батальона Челондаев
объявляет «Игра будет проводиться сегодня!». Весь батальон был разделен на два
сводных отряда: красные (1,3 отряды) и зеленые (2,4 отряды). В первый отряд
входили ученики 1 и 8 классов, во второй ученики 7 и 2 классов, в третий отряд
ученики 6 и 3 классов, в четвертый ученики 5 и 4 классов. Были назначены
командиры сводных отрядов, «красные» Казанцев Анатолий ( 8 класс), командиром
«зеленых» Павлуцкий Леонид (5 класс). Командирам были вручены пакеты с
заданиями. В пакетах находился приказ комбата: «Всем собраться в 13:00 на
школьном стадионе для смотра строевой подготовки». К 13
часам все собрались на стадионе. Походная кухня и повара сразу отправились к
месту боя и занялись приготовлением обеда. На смотре боевой подготовки (маршировка
на месте, повороты, походная песня)
первое место заняли «зеленые», они набрали девять баллов из 10 возможных, а «красные»
только семь. Первыми прошли смотр строевой подготовки «зеленые», так как они
были в игре обороняющимися, и сразу бегом направились к лесу. Их задачей было
хорошо замаскироваться и не дать противнику
захватить свой флаг. За ними прошли смотр строевой подготовки «красные»,
они были в игре наступающими. Их задачей
была разыскать противника и захватить
флаг. Смотр строевой подготовки прошел организованно и поэтому отряды
«красных» в 13:35 были на опушке леса. И
тут выяснилось, что командир «красных» Казанцев Анатолий забыл дома карту района
игры и вовремя не вернулся за ней. В
13:45 было объявлено наступление «красных», без карты пришлось трудно, они действовали,
можно сказать «вслепую». А «зеленые», каким- то образом разузнали о том, что
командир «красных» оставил дома карту: послали трех разведчиков, они захватили
карту и вручили ее своему командиру в конце игры.
«Красные»
несколько раз подбирались близко к знамени «зеленых», но всякий раз получали
отпор. Многие в результате этих атак выбывали из игры с той и с другой стороны
(убитые). «Красным» так и не удалось захватить флаг противника, имелось много
«убитых» с той и другой стороны.
После
окончания игры все собрались у походной кухни. До чего же вкусен был борщ! Какой
аппетит разыгрался у всех «живых» и «убитых»! Наверное, он никогда не был таким вкусным, как после
жаркого сражения. К поварам была выстроена очередь юнармейцев, гремя мисками и
ложками. Получившие свою порцию садятся, ложатся, кто где может. Так
закончилась игра. А на следующий день редколлегия «красных» и «зеленых» выпустила
боевые листки. Вот уже здесь редакторы
«красных» проявили большую оперативность
и сообразительность, и конечно их боевой листок был признан лучшим. Все
действия играющих оценивались по пятибалльной системе, предложенной отрядом №
3. Оценивались: смотр строевой
подготовки; быстрота и вкус приготовленного обеда; дисциплина и
организованность при сборе; организованность и находчивость в игре; выпуск
боевого листка; сбор материалов о ветеранах войны. По количеству баллов победу
одержал сводный отряд «зеленых», командир Павлуцкий Леонид (5 класс). Юнармейцы,
особо отличившиеся в игре. «Красные» - Насухин Коля (8 класс), Серебрюхова Надя (6
класс), Бородина Оля (8 класс), Суровой Алеша (6 класс), Кучумов Вова (3
класс). «Зеленые» - Павлицкий Леонид (5 класс), Бичурин Андрей (7 класс),
Суровой Павел (4 класс), Казанцев Саша (5 класс), Белоусов Саша (4 класс).
Командир батальона – Челондаев А.В.
Старшая
пионервожатая Ильина О.И.
Директор
школы Кучумов В.М.
В конце шестидесятых годов начато
строительство нового здание школы на 320 учащихся. Земельные работы для заливки
фундамента школы выполнились силами
учеников старших классов Ониноборской восьмилетней школы, основные
работы были проведены строителями совхоза Анинский. Бригадир Снетков Иван
Ильич, прораб Плешков Федор, директор совхоза Бородин Георгий Николаевич. Окончание
строительства и открытие школы состоялось в 1971 году.
Это здание с широким коридором, высокими потолками, большими, светлыми
классами. В кабинете биологии за стеклом были чучела животных от медведя и
кабана до рябчика, кабинеты были обеспечены всеми наглядными пособиями и
оснащены оборудованием. В кабинете физики лаборантская была оснащена проектором
для демонстрации узкопленочных фильмов, имелась неплохая фонотека. Для
демонстрации опытов по химии и наглядного объяснения физических явлений школа
была оснащена специальным оборудованием, техническими средствами, применение
которых на уроках помогали учителю в объяснении
учебного материала, делали уроки интересными и познавательными. Отапливала
школу, мастерские, интернат каменная котельная с высокой железной трубой. В
котельной были установлены два чугунных котла «универсал» с рабочим и аварийным
моторами для циркуляции воды, а также бензиновой помпой на случай длительного
отключения электроэнергии.
Были
введены в эксплуатацию стадион с футбольным полем и трибуной, географическая
площадка с флюгером и специальными шкафами для измерения температуры,
влажности воздуха, атмосферного
давления. Имелся пришкольный участок, на котором учащиеся проходили практику по уходу за различными культурами,
растениями. Высаживали рассаду, которую
сами выращивали в кабинете биологии весной, поливали, пропалывали грядки, осенью
собирали урожай, приобщались к труду.
Из приказа
Министерства Просвещения Бурятской
АССР № 316 от 25 октября 1970 года «Об
итогах работы ученических производственных бригад, школьных лесничеств и
опытнической работы в школах республики»
<…>
Почетной грамотой Министерства просвещения Бурятской АССР наградить заведующих
школьными учебно-опытными участками, школьных лесничеств: <…>
Кучумову Галину Георгиевну,
Ониноборская восьмилетняя школа.
Борисова Алексея Ивановича,
Хоринский лесхоз
Министр
просвещения С. Дмитриев
Из решения коллегии Министерства
Просвещения Бурятской АССР № 39
от 3 декабря 1973 г. «Об итогах смотра
конкурса учебных кабинетов,
географических площадок и спортивных
сооружений сельских районов республики»
<…>Большая
работа по оборудованию учебных кабинетов проведена в школах Хоринского района.
Рассмотрев итоги смотра конкурса учебных кабинетов, географических площадок и
спортивных сооружений, коллегия решает:
По
оборудованию учебных кабинетов и оснащению их наглядными пособиями и
техническими средствами обучения, присудить среди восьмилетних школ:
I место и денежную
премию в сумме 800 рублей –Ониноборской восьмилетней школе Хоринского района,
директор Кучумов В.М.
Председатель
коллегии С. Дмитриев
Секретарь коллегии Х. Снеткова
Школа
пополнилась новыми учителями, каждый из которых стремился внести в работу педагогического коллектива и школы новое, стараясь полностью раскрыть свой
творческий, педагогический потенциал. Учителя
начальных классов Еремеева Альбина Андреевна, Васильева (Нагуманова) Екатерина Петровна,
Кузьмина Валентина Ивановна, учитель
математики Суровая (!!!!!!!!!!!!!) Галина Пичеевна, Дамбаева
ДугармаДабаевна, учитель физики
Магомедова Ефросинья Мамедовна, учитель химии и биологии Романова Клавдия
Николаевна. Многие молодые учителя,
приехавшие работать в школу, нашли здесь
своих спутников жизни, выйдя замуж за Ониноборских парней. Галина Пичеевна
стала женой Сурового Федора, Екатерина Петровна вышла замуж за Васильева
Сергея, Ефросинья Мамедовна стала супругой Снеткова Василия.
Бурятский Государственный Педагогический
институт старейший в республике, кузница педагогических кадров. Своими выпускниками он полностью закрыл
потребности школ республики в учителях предметниках с высшим педагогическим
образованием. Выбирали нелегкую,
творческую профессию учителя и
ониноборские мальчишки и девчонки. Они связали свою творческую жизнь с
детьми, передавая им свои знания и
жизненный опыт работая в школах района,
республики, за ее пределами. Кустова
(Снеткова) Галина Васильевна, Русских (Снеткова) Галина Ивановна,
Чуприна (Сергеева) Надежда Николаевна, Байронова Нина Владимировна, Тимофеенко (Пластинина) Екатерина Павловна,
Сутурина (Бородина) Галина Николаевна.
В середине семидесятых годов директором школы
назначается перспективный, молодой, но
уже имеющий управленческий опыт Цыдыпов Энхе-Булут Цыбикович. Автомобильная
авария скорректировала жизненные планы, но он продолжил заниматься любимым
делом, надолго связав свою жизнь с Ониноборском.
Конституции СССР 1977 года, в статье 45
законодательно закрепила введение
всеобщего обязательного среднего образования молодежи. На основании этого учащиеся школ обеспечиваются бесплатностью
всех видов образования, бесплатной выдачей школьных учебников, введением в
сельской местности бесплатного проезда в школы на всех видах транспорта,
обеспечением организованного подвоза учащихся, строительством пришкольных
интернатов.
Педагогический коллектив, сформированный
амбициозным директором школы Энхе Цыбиковичем, ставил перед собой самые высокие
задачи, главная из которых, реорганизация восьмилетней школы в среднюю школу,
была успешно выполнена в 1978 году. Учителя русского языка
и литературы Тыксырова Мария Петровна, Дондокова Долгор Ямпиловна, Ширапов
Дарма Цыренович, Дамбаева Надежда Гурдармаевна, Апханов Юрий Олзонович и
учитель физической культура Галданов Семен Васильевич. Учителя математики и
физики Базарон Булат Батуевич, Намжилон Александр Дашиевич, Нимаев Анатолий
Олзоевич, Дашицыренова Галина Дашицыреновна и учитель начальных классов
Снеткова (Куштукова) Тамара Лазаревна. Учитель
французского языка Тутаева Ольга Ивановна, географ Торноева Тамара Чернаковна, трудовик Жамбалов Баир Банзарагшеевич и его жена,
языковед Вера Цыремпиловна. Учитель труда Яковлева Ульяна Федоровна и старшая
пионервожатая Фунбина Ольга Викторовна. Эти учителя стояли у истоков организации учебного и воспитательного
процесса в средней школе, именно этот педагогический коллектив достиг самых
высоких результатов в работе Ониноборской средней школы.
Молодые,
талантливые учителя, проработав непродолжительное время в школе, набравшись
педагогического и житейского опыта, возглавили школы в селах Хоринского
района, Ониноборская школа стала кузницей директорских
кадров. Школы на Майле, в Хандагае,
Ониноборске, Тохорюкте, в начале и середине 80 – х годов соответственно
возглавили А.Д.Намжилон, Ю.О. Апханов,
Д.Ц.Ширапов, А.О.Нимаев. Это стало
возможным благодаря профессиональной работе дирекции школы, профсоюзного, комсомольского комитетов,
создании условий для полного раскрытия потенциала учителя.
В
средней школе увеличилось количество предметных часов, количество педагогических ставок для руководящих
должностей, количество часов на
творческих кружки и спортивные секции и
результат долго не заставил себя ждать.
На первенстве республики по боксу среди сельских школ Цыдыпов Василий
завоевал чемпионство, Сойжинов Василий
стал вице-чемпионом, продуктивно работала секция вольной борьбы.
Важным
шагом в дальнейшем развитии средней
школы стал ввод в эксплуатацию школьного
интерната на 100 мест в 1978 году, построенного рядом со школой. Деятельность
интерната находилась на государственном обеспечении, для детей были созданы все
условия для проживания и хорошей учебы. Столовая,
отвечающая санитарным требованиям, игровая,
большие, светлые комнаты для проживания, в которых имелись необходимые
условия для занятий и отдыха. Еженедельный,
бесплатный подвоз учащихся до отдаленных животноводческих гуртов на выходные
дни и школьные каникулы, а также обеспечение систематической, бесперебойной
работы интерната требовало больших усилий дирекции школы, дирекции совхоза «Анинский»,
небольшого трудового коллектива работников школьного интерната. Выполняли эту незаметную, но нужную работу
воспитатели, повара, нянечки и уборщицы. Цыбенова Роза Цыбеновна, Дамбаева
Дарима Дамбаевна, Серебрюхова Нелли
Николаевна, Серебрюхова Любовь Георгиевна, Петрова Валентина Валентиновна. Неверова
Александра Михайловна, Цыренжапова Альбина , Белоусова Ольга Баировна.
Немало
трудов стоило дирекции школы убедить
родителей учащихся села Булум перевести детей для продолжения учебы именно в Ониноборский интернат, школу. В селе Булум
была начальная национальная школа с преподаванием на бурятском языке. Дальнейшее образование они получали в
школах Хоринска, Кижинги, Улан-Удэ, где при школах были интернаты, либо учились,
проживая у своих родственников.
Некоторые булумские семьи
вынуждены переезжать в села, где
дети получали полное школьное
образование, в дальнейшем, после окончания школы детьми, они возвращались на
свою историческую родину, в Булум.
В 1979 году школой был перенят опыт по
созданию «ученических производственных бригад». Летом учащиеся старших классов
помогали в сельскохозяйственных работах своим шефам - совхозу «Анинский».
Работа в том году заключалась в очистке животноводческой кошары от навоза и
высадки рассады капусты. Учащиеся проживали на полевом стане отделения №1
совхоза «Анинский», который располагался на берегу реки Уда, в 12 километрах от Ониноборска. На заработанные средства в зимние каникулы
учащиеся УПБ посетили Иркутск и Ангарск
в качестве туристов, с проживанием в гостинице и посещением исторических мест и
культурных объектов. В дальнейшем практика ученических производственных бригад
была продолжена и школа в этом направлении добилась хороших результатов.
Педагогический
состав менялся, на смену уехавшим учителям по различным причинам
распределялись выпускники ВУЗов и
училищ, прибывали учителя с опытом педагогической работы. Продолжили
педагогическую деятельность в Ониноборской школе учителя математики Григорьев Борис
Панфилович с женой Дарима !!!!! , Солуев Иван Жамсаранович, учителя истории Бочиктуев Митып
Цыденович с женой Сугаровой Людмилой Цыреновной, выпускница 8 класса Ониноборской школы 1979 года, окончившая
математический факультет БГПИ, Белоусова
(Попова) Лариса Михайловна, учителя
русского языка и литературы Цыбенова
Роза Цыбеновна, Доржиева Надежда Михайловна,
биолог Ильина Дора Семеновна, Арсен Дмитриевич Пунциков, !!!!!!!!!!!!!!!
Анатолий Намушкович, !!!!!!!!!Зоригма Банзарагшеевна.
Материально техническая база школы была
существенно обновлена и дополнена современными средствами. Были приобретены,
установлены и широко использовались в
учебном процессе лингафонные кабинеты, диапроекторы, магнитофоны, переговорные
устройства, оснащены различными станками и оборудованием школьная учебная мастерская
и кабинета труда для девочек.
В середине восьмидесятых годов был
построен спортивный зал при школе. Это было современное, высокое здание, соответствующее духу того
времени. Оснащено необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. В игровом зале свободно разместилась баскетбольная
площадка, имелись раздевалки и комнаты для занятий неигровыми видами спорта, по
теплому переходу можно было попасть из школьного интерната в спортзал.
Здание было построено из бруса с
контрфорсами для придания устойчивости стенам, перекрытие держалось на
двутавровых металлических балках. По обеим сторонам были большие окна. Через
несколько лет эксплуатации игрового зала
стены потеряли устойчивость и наклонились. Спортзал пришел в аварийное
состояние, занятия и спортивные соревнования в нем прекратились. Какова была
причина потери устойчивости стен: наша глиняная, подвижная почва и вечная мерзлота, слишком тяжелая
крыша из-за металлических балок, ошибка в проекте или некачественное
строительство неизвестно. Чтобы не
подвергать опасности детей он был демонтирован, так как была опасность
обрушения. Спортзал прекратил свое
существование, не прослужив и десяти лет.
Педагогический коллектив к середине 80-х
годов существенно трансформировался. Директор школы Э.Ц.Цыдыпов был избран председателем Красно-Партизанского сельского
Совета, школу возглавил Дарма Цыренович
Ширапов. Поменялся и состав учителей
предметников, сказывалась текучесть кадров, так как учителя с «ониноборскими
корнями» в этот период в школе не работали, а молодые учителя, отработав
положенный срок, уезжали из села. Наметился разрыв между школой и селом,
связующим звеном выступали только дети. Основной упор в воспитательной работе был
перенесен на учащихся, проживающих в школьном
интернате, которые с удовольствием занимались в кружках, спортивных
секциях, были опорой учителей во внеклассной воспитательной работе ввиду
большего количества свободного времени и своего менталитета. Школа у сельчан стала ассоциироваться с отдельной от села
организацией, которая живет своей жизнью, выполняя лишь социальный заказ на
обучение сельских детей.
Педагогический коллектив пополнился
выпускницами Ониноборской школы 1982
года, булумскими девчонками, учителями
начальных классов Бадмаевой (Батуевой) Жаргалмой Батурьевной, Будаевой
(Цыбикжаповой) Цыпилмой Александровной, Борбоевой (Батуевой) Дорой
Дондоковной. Эрика Витальевна. Людмила
Фердинантовна. Чуть позднее получили распределение в школу выпускники БГПИ учителя
физики и химии, двоюродные сестры из Курумканского района Раднаева Надежда
Бурлаевна, Раджана Ракетовна. Учителя
начальных классов Гэрэлма Дугаржаповна, Бадмаева Любовь Базаровна, старшая
пионервожатая Ихинова(Григорьева) Светлана Валерьевна. Начали педагогическую
деятельность выпускники ониноборской школы 1984 и 1987 годов, Александр
Борисович и Андрей Борисович, в качестве трудовика и учителя физической
культуры, сыновья Б.П.Григорьева. Александр Борисович самостоятельно освоил
фигурное выпиливание лобзиком, геометрическую резьбу по дереву, у местного
мастера Бухарова Леонида Николаевича
обучился художественной резьбе по дереву. Его работы и работы его
учеников отмечались на выставках детского художественного творчества,
выставлялись на продажу на школьных ярмарках. В конце 80-х годов коллектив
пополнили Бимбаева Жаргалма Викторовна, Бадмаева Ульяна Бимбаевна, землячки,
выпускницы педагогического училища. Директором трудился И.Ж.Солуев, завучем
Л.Ц. Сугарова.
В начале 90-х годов была открыта средняя
школа в селе Булум и в Ониноборской школе остались учиться только дети из села,
несколько учителей перевелись в Булумскую школу. Был закрыт за ненадобностью
интернат, вначале отсоединили от отопления половину здания, в оставшейся части
здания располагался краеведческий музей, непродолжительное время проживали
молодые учителя. Вскоре и его отключили от отопления, все перенеся в школу.
Наступило время перемен, распался Советский Союз,
изменился общественный строй и
приоритеты во внутренней и внешней политике. Конституции
гарантировала всем гражданам получение обязательного и бесплатного основного
девятилетнего образования. В 1992
году был принят новый закон об образовании. В системе
образования были введены образовательные государственные стандарты, включающие
в себя обязательный федеральный и региональный минимумы, другие исторически
важные новшества. Была введена единая тарифная сетка, исключающая
уравниловку. Каждому учителю присваивался свой тарифный разряд, по которому он
получал заработную плату. Разряд зависел от образования и стажа работы, но этот разряд можно было повысить, пройдя
внеочередную аттестацию, и получить
соответствующую квалификацию. От квалификации учителя зависела его заработная
плата, от количества аттестованных учителей престиж и место школы в районной группе
по оплате труда.
Школа
переживала трудные времена, финансирования
едва хватало лишь на отопление и заработную плату учителям. Началась
денежная инфляция, задержки заработной платы, снизился общий уровень жизни сельчан.
Первого сентября 1992 года в школу пришло 128 учеников, педагогический коллектив
состоял из 19 учителей. Это был сбалансированный педагогический коллектив,
сплав молодости и опыта. Математики Г.Д.Дашицыренова, И.Ж.Солуев, Б.П.Григорьев
и языковеды Р.Ц.Цыбенова, Н.М.Доржиева, Н.Г.Дамбаева были главной ударной силой в учебном
процессе. Эти учителя, с глубокими знаниями своего предмета, творческим подходом и искусным владением методикой преподавания,
своим трудом завоевали признательность и уважение учеников и родителей.
Молодые учителя работали с энтузиазмом, принося в размеренную жизнь школы творческое разнообразие и стремление работать
по новому, в духе времени. Учительский коллектив
пополнился выпускником Ониноборской школы 1980 года, с высшим техническим и
специальным музыкальным образованием, Снетковым Александром Григорьевичем, вскоре назначенным на должность организатора по
внеклассной воспитательной работе в
школе. Прибыли учителя начальных классов, выпускники БГПИ Бадарханова Баярма Ендоновна,
Ирина Алексеевна, Баирма Бальжинимаевна,
Юндунова Юлия Ивановна из Майлинской школы. Полностью сменился состав дирекции школы, завучем
была назначена Н.М.Доржиева, директором школы Бочиктуев М.Ц.
Из серии «Учатся
учителя» заметка Т.Ф.Гармаевой
«Семинар в Ониноборской школе»
В начале марта
состоялся очередной семинар организаторов и вожатых школ района на базе
Ониноборской школы. Участникам семинара были предложены и показаны различные
мероприятия. Игру «крестики нолики» в начальных классах организовала и провела
вожатая школы С.В.Григорьева. Большая подготовка , интересные задания сделали
игру увлекательной и познавательной.
Следующим мероприятием было заседание клуба путешественников, ведущим которого
была учительница истории Л.Ц.Сугарова. В это путешествие по Индии, по Байкалу
по своему краю организаторы и вожатые отправились с госпожой Лакшни, роль
которой прекрасно исполнила ученица 11-го класса Инга Ойдопова. Гости клуба
увидели фильм об Индии, Байкале, видеофильм о праздновании юбилея нашего района,
познакомились с легендой о прародительнице хоринцев матери Лебеди. А
путешествие по родному краю продолжила учитель биологии Н.Б.Раднаева. Она
провела всех по экологической тропе, которую заложила школа, рассказала об
удивительном озере Сункурук, о том что в их краях обитали три вида датлов,
серый журавль, утки, турпаны. Кукольный театр, существующий два года, показал
сказку «Колобок».
Затем МО
Языковедов показало работу в форме литературного салона по творчеству
Пастернака, эпиграфом вечера стали слова: «спор нельзя решать железом, вложи
свой меч на место, человек». Литературный салон уже в третий раз принимает
гостей. На этот раз хазяйкой салона была завуч школы Н.М.Доржиева. На столиках
зажженные свечи, цветы, кофе в чашках. Интерьер комнаты украшают торшеры,
светильники, пианино. Гости салона познакомились с творчеством Пастернака,
окунулись в его мир , здесь прозвучали инсценированные эпизоды из романа
«Доктор Живаго», стихи поэта в исполнении учащихся 11 класса. Участники
семинара посетили школьный музей, где
увидели собранный материал по истории села, школы. Музей только начинает свою
работу. Официальное открытие состоимся в День Победы с приглашением старожилов
села, ветеранов войны.
Заключительным
мероприятием семинара было выступление школьного оркестра народных
инструментов. Оркестр состоит из 10 учителей. Руководитель и инициатор создания
оркестра - организатор воспитательной работы школы А.Г.Снетков, с отличием
закончивший училище культуры и искусств. Участники семинара горячо приветствовали
рождение пока еще единственного в районе школьного оркестра народных
инструментов и позавидовали хорошей завистью, что есть такой специалист, с
таким желанием и настроением взявшийся за работу.
В конце семинара
были обсуждены рабочие вопросы, подведены итоги работы. Участники семинара
отметили большую, серьезную подготовку, учителя школы приложили большое
старание, использовали возможности ТСО, кино, работу кружков.
Надо отдать
должное главе сельской администрации Д.Ц.Ширапову, который душой болеет за свою
школу, помогает и поддерживает педагогический коллектив Ониноборской школы во
многих мероприятиях, как и в этом семинаре,
он принимал личное участие.
Газета «Удинская Новь» 03.03.1994 года
В середине 90-х годов меняется
руководство школы, директором приезжает Бальжинов Георгий Петрович, историк по
специальности, человек с опытом директорской работы, инспектора в республиканском Министерстве
Просвещения. Именно в эти годы качественный состав педагогических работников
начал неуклонно снижаться. Принудительного распределения выпускников педагогических
институтов и училищ было отменено, они самостоятельно искали место работы, и не
обязательно в системе образования. На замену выехавшим учителям часто приходили учителя, без педагогического
образования с условием поступления и обучения на педагогическую специальность. Эта была вынужденная мера, такая ситуация
сложилась во многих малокомплектных школах
района. Пополнили ряды педагогов Солуев
Баир Иванович, учитель истории, студент заочник БГУ, Солуева Марина Климовна,
учитель технологии, Григорьева Светлана Валерьевна, учитель русского языка и
литературы, студентка-заочница БГУ.
Выпускницы педагогического училища, учителя начальных классов Антонова
Зинаида Савельевна и выпускница Ониноборской школы 1991 года Дамбаева Мида
Борисовна. Они заочно получали высшее
образование, обучаясь в БГУ.
В конце 1990-х годов меняется руководство школы.
Директором становится А.Г.Снетков, завуч Г.Д. Дашицыренова, организатор С.В.
Григорьева. Школа в этот период столкнулась с новыми трудностями.
Ежегодно снижалось количество учеников в
начальных классах, в старшие классы выпускники 9 класса шли неохотно,
предпочитая уезжать на учебу в средние профессиональные заведения Хоринска и
Улан-Удэ, некоторые заканчивали обучение, закончив 9 классов. Статус средней школы
сохранялся, но выпускные классы были не каждый год. Сокращение
численности учащихся влекло за собой
уменьшение количества учебных ставок, нагрузки на учителей и как следствие
сокращение заработной платы учителя и сокращение общего финансирования школы.
Катастрофически снизился уровень жизни
сельчан. Градообразующее предприятие села КДХ «Анинский» переживало тяжелые
времена. Рабочие продолжительное время не получали заработную плату деньгами, а
только натуральными продуктами и услугами.
Наметился кризис обучения в начальных
классах. Обучение в начальных классах, где закладываются основы дальнейшего
качественного обучения в средних и старших классах, требует от учителя хорошего владения методикой преподавания, знание
предмета, умения заинтересовать и наладить контакт с учениками, родителями, любить
детей. В малокомплектной школе, где
учатся ученики двух классов в одном
кабинете, на учителя приходится большая
нагрузка, и результат работы приходит с накопленным
опытом. Именно отсутствие опытных учителей начальных классов, текучесть кадров,
а также их отсутствие на определенном этапе привели к такому результату. Для
исправления ситуации были переведены в качестве учителей начальных классов
учитель истории Л.Ц.Сугарова, учитель русского языка Н.Г.Дамбаева, принята на
работу Ловцова Людмила Ильинична, выпускница педагогического училища № 2 1986 года.
К концу 90-х годов здание школы стало
аварийным. Построено оно было из бруса, на ленточном фундаменте, но уровень
пола был в тридцати сантиметрах от земли. Это было по проекту, отступиться от
которого строители вероятно не могли. Нижние венцы подгнили, особенно со стороны школьного двора. Это привело к
неравномерной осадке стен, они «поплыли по фундаменту». В результате этого наклонились стены, провис потолок в правом
крыле коридора, а заходить в школу нужно
было не по ступенькам вверх, а по ступенькам вниз. По устному согласованию с заведующим районо,
архитектором района аварийное крыло было закрыто и выведено из эксплуатации.
Были изолированы три кабинета, оставшихся вполне хватало для ведения учебного
процесса.
Учителем химии принята выпускница ВСТИ, Ильина
Наталья Михайловна, ответственная, требовательная к себе и ученикам, активный
участник школьных и сельских мероприятий.
Начала трудовую деятельность Ринчинова Чимитса Сухэновна учителем
биологии и географии, поступив на заочное отделение БГУ, а также выпускница
Ониноборской школы 1997 года с успехом закончившая педагогическое училище № 1
города Улан-Удэ Снеткова (Григорьева) Елена Борисовна в качестве учителя начальных классов,
практически сразу поступившая на заочное обучение на факультет начальных классов БГУ.
В
качестве учителя физкультуры начал педагогическую деятельность Григорьев Игорь
Борисович, поступив на заочное отделение спортфака БГУ. Неторопливо, маленькими
шагами он направлял спортивную жизнь ученического и педагогического коллективов
на достижение промежуточных результатов, конечная цель которых была видна ему одному. Ненавязчиво он проводил спартакиаду между
учителями и техработниками, выезжал с командой на ежегодный футбольный турнир в
Амгаланту, проводили футбольные встречи и лыжные соревнования в Зун-Хурай, проводили эстафеты и кросс по улицам села. Он «натаскивал» учащихся в
соревнованиях, заставлял поверить их в свои силы, возможности, у него хорошо получалось психологически
раскрепостить детей, думать и получать от соревнований удовольствие. Он быстро
завоевал авторитет у спортсменов и учителей физкультуры района. В результате
такой плодотворной работы спортсмены школы выглядели достойно на районных
спортивных соревнованиях по настольному теннису, легкой атлетике, занимая призовые места.
В местности Большой Сункурук, рядом с
одноименным озером, школе был передан
животноводческий гурт, для создания подсобного хозяйства школы. Школе по
взаимозачету между КДХ «Анинский» и Хоринского РУО были переданы жилой дом, надворные постройки, кошара для
содержания животных, несколько КРС, свиньи.
За счет бюджетного финансирования в летнее время организовали школьный лагерь труда и отдыха, где дети
отдыхали, трудились.
Один
раз в пять лет школа проходила лицензирование и аттестацию, подтверждая право
школы заниматься педагогической деятельностью по предоставлению услуг для
получения образования и способности
школы к проведению учебно-воспитательного процесса по государственным стандартам, право выдавать
документы об образовании. В ноябре 2000
года была назначена аттестации и
аккредитация школы. Была проделана
большая работа дирекцией школы и учителями по оформлению документации
школы, планам дирекции, методических объединений, тематических, поурочных, были
проведены срезовые работы учащихся. С недостатками первая аттестация была
успешно пройдена.
В декабре
2001 г. по инициативе Президента РФ В. В. Путина был взят курс на комплексную и
глубокую модернизацию отечественного образования. Правительство РФ 29 декабря
2001 г. одобрило Концепцию модернизации российского образования на период до
2010 года. Начался период модернизации –оптимизации,
который коснулся все малокомплектные школы.
В начале 2000-х годов, по семейным
обстоятельствам в село переезжает
языковед Доржиева Надежда Михайловна, ранее работавшая в Ониноборской школе.
Она назначается директором щколы, завучем Д.Ц.Ширапов, организатором
внеклассной воспитательной работы Ч.С.Ринчинова. В школе появился первый
компьютер, у учащихся появилась возможность осваивать азы компьютерной грамоты.
В интернет-центре Технологического университета г. Улан-Удэ для учителей
республики были организованы двухнедельные компьютерные курсы по программе
«Интернет технологии для учителя предметника». Более половины учителей нашей школы
обучились на курсах и освоили компьютер и интернет технологии, применяя полученные знания при подготовке к
урокам, мероприятиям.
При Бурятском институте повышения квалификации
работников образования (БИПКРО) были открыты
платные, двухгодичные курсы, на которых
обучали педагогическим специальностям на базе основного диплома учителя, и
давали право заниматься педагогической деятельностью. А.Г.Снетков, Н.М.Ильина,
А.Б.Григорьев, выпускники Восточно - Сибирского Технологического института,
были в числе первых выпускников двухгодичных курсов БИПКРО, получив
педагогические специальности «учитель основ безопасности и жизнедеятельности», «учителей технологии» соответственно.
Школьный коллектив пополняют выпускница
Ониноборской школы 2000 года с успехом закончивая педагогическое училище № 1
города Улан-Удэ Снеткова Ольга Владимировна и учитель информатики Александр Викторович
Байбородин, впоследствии закончивший двухгодичные курсы БИПКРО по этой
специальности.
Школа, мастерская, спортивная комната и
столовая отапливалась школьной котельной. Если в советский период запас дров был
на несколько месяцев, то в трудные годы становления новой России топились
практически с колес, запаса дров сделать не удавалось из-за нерасторопности директоров, финансовых трудностей. Для директоров
школы работа котельной всегда была на особом контроле, на кочегаров
ложилась большая ответственность и любая авария
сказывалась на работе школы. Пожар,
произошедший на зимних каникулах 2004 года в котельной, был страшным ударом для
всех. Благодаря слаженным действиям
районного руководства, в короткий срок были вмонтированы в систему отопления электрические котлы,
учебный процесс в школе после каникул продолжился без проблем. С наступлением тепла восстановили здание
котельной, было заменено испорченное
пожаром оборудование, поменялся весь состав кочегаров, среди которых, из-за
недостатка работы в селе, был
своеобразный конкурс на рабочее место.
В 2004 году школу возглавил Александр
Борисович Григорьев. К школе государство стало предъявлять новые требования,
приемка школы к новому учебному году была возможна только с соблюдением
требований по санитарным и пожарным нормам. Большое внимание уделялось обеспечению
горячего питания школьников, соответствия школьной мебели возрасту ученика,
тепловому, световому и противопожарному режимам в школе. В школьной столовой
были установлены емкости для воды, раковины с канализацией, встал вопрос о
теплом туалете для учащихся. Выполнение этих работ возлагалось на
педагогический и технический персонал школы, которые создавали условия для
работы.
Был
смонтирован школьный спутниковый интернет, который открыл новые
возможности в обучении, подготовке учителя к проведению уроков и мероприятий.
Установили интерактивную школьную доску в кабинете математики.
Количество учеников в школе составляло
немногим более пятидесяти человек. Опытные и квалифицированные учителя
перешагнули пенсионный рубеж, но продолжали
передавать свои знания и опыт подрастающему поколению. В школу приняты
учителя, ежедневно приезжающие на работу в школу из Хоринска. Выпускница
Ониноборской школы 1983 года, математик с высшим образованием, Бадмаева Соелма
Балдандоржиевна, преподаватель
английского языка Снеткова Евгения Григорьевна. Наступила эра ЕГЭ.
В
декабре !!!! года школа
приостановила учебную деятельность по решению Хоринского районного суда из-за
нарушения противопожарных норм, а именно отсутствие противопожарного
резервуара.
«О строительстве пожарного резервуара»
Из воспоминаний Белоусова Николая Леонидовича.
Среди сельчан
прошла информация, что школу закрывают из-за того, что нет
большой емкости с водой на случай пожара. Собрались в школе, где директор
собрал мужчин родителей, обрисовал ситуацию, что пока не будет резервуара,
школа работать не будет. Мы все недоумевали, как можно закрыть школу зимой, для
того чтобы построить резервуар, может можно подождать до тепла? Утром
следующего дня разметили школьную столовую, которую решено было перекатать и
установить вокруг емкости. Она стояла у
кочегарки еще с осени. Белоусов Иван Александрович на собственном тракторе,
вместе с Силаевым Александром Ильичем,
привез на свой страх и риск два прицепа сырого леса для оклада, чтобы увеличить высоту потолка.
Стояла холодная декабрьская погода с пронизывающим ветром. С большим трудом на
ветру ошкурили лес, разметили и начали строить. Срубили четыре венца из новых
бревен, на них стали собирать старые венцы. Но как собирать, приходилось почти
строить заново. Делали перерывы в работе, отдыхая в кочегарке, ведь работать
приходилось все время на ветру, а до конца
строительства еще далеко. Закладывали окна, садили на шканты простенки,
устанавливали леса, переносили бревна.
Все вручную, на холоде, на морозе. Приехала начальник РУО Д.С.Ильина , с комиссией, была удивлена, что такое
большое здание, они думали, что работы гораздо меньше, за несколько дней можно
все построить. Постоянно приезжал и следил за строительством Г Федоров.
Привозил изовер, который мы использовали вместо моха. Самое тяжелое было установить квадратные,
длинные потолочные балки. Их вручную переносили метров на тридцать, поднимали
на трехметровую высоту, устанавливали. Закрыли потолок, засыпали шлак, привезенный с Хоринска, забрали фронтон, положили шифер. Остеклили
два окна, сделали дверь. Приехали с Хоринска сварщики, электрик, они провели
отопление, подключили электрический
свет. При строительстве здания
резервуара активное участие принимали родители Белоусов Иван Александрович,
Силаев Александр Ильич, Силаев Владимир Ильич Белоусов Николай Леонидович,
Снетков Сергей Николаевич, работники школы Снетков Павел Григорьевич,
Серебрюхов Андрей Александрович, учителя Григорьев Александр Борисович, Снетков
Александр Григорьевич. Весной здание немного наклонилось. Целый месяц мы
строили это высокое и большое здание, приложили много сил для того чтобы
открыли школу и дети начали учиться. Работу
школа возобновила 20 января !!!!! года.
В августе 2010 года в школе состоялось
родительское собрание с участием заведующей Хоринского РУО, главы
Краснопартизанской сельской
администрации, учительского коллектива и
родителей. На повестке собрания стоял вопрос о реорганизации основной школы в
начальную, подвоз учащихся средних
классов в школу села Булум. В школе
готовы начать учебный год !!! учеников. При активном несогласии родителей с
реорганизацией школы это решение было
принято и официально оформлено. В
короткий срок были внесены изменения , уменьшена отапливаемая площадь,
перенесена в другое крыло столовая. Все было готово к началу учебного года
начальной школой, но возникла другая проблема.
Из учителей начальных классов не
нашлось человека, способного взять на себя ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса,
функционирование школы. Они дружно
написали заявления об увольнении по собственному желанию.
Состоялось
следующее собрание родителей совместно с вышестоящими органами при крайне низкой активности населения, на котором была
озвучена странная ситуация – есть лицензия и аккредитация школы, готовое к
новому учебному году помещение, соответствующее санитарным и пожарным нормам,
есть ученики, а учителя дружно написали заявления об уходе, бросив школу на
произвол судьбы…..