Уважаемые земляки Ониноборцы
Пишите свои
воспоминания, интересные факты, уточнения, присылайте старые фотографии на
электронный адрес Snetkov_A_G@mail.ru , noytbyk10@mail.ru, по телефону 24-1-49, 24-1-35, (сотовая связь
у нас почти не ловит), через соцсети, (одноклассники), при личном общении.
Пишите даже несколько строк, или просто
определенный исторический факт.
Напишите
о своих родственниках, знакомых, обо всех кто родился и вырос в Ониноборске,
имеющих различные звания , правительственные награды, награжденные орденами и
медалями, занимавшие высокие должности в различных структурах и тд. Мы вместе
сделаем это дело.
Церковь
Православие начало распространяться в Сибири
со строительством первых острогов, в состав казацких отрядов обязательно
входили священнослужители. Вера играла
заметную жизнь в жизни человека, была основой его духовности, оказывала влияние
на развитие нравственности, культуры человека, несло просвещение в массы.
Хранители веры были способны влиять на настроения, как правящей верхушки, так и
простых людей.
В период освоения Сибири простые люди,
прибывшие по различным причинам из
центральной России, были в основном православного исповедования, и в большинстве
случаев оставались на поселение, обратный путь был долгим и опасным. Царское
правительство проводило политику массового крещения сибирских коренных народов, преследуя этим свои цели, также предоставляя им определенные льготы,. Среди старожилов
Ониноборска были люди, как имеющие богатые
православные корни, так и крещеные буряты, так называемые карымы («харим»), что
по бурятски означает – чуждый, изменивший своей вере.
Для свершения молебнов
о душах усопших, чтения молитв и поминания предков, ушедших в мир иной, в селе
имелась православная часовня, располагалась
она на небольшом пригорке в центре села.
За часовней было православное
кладбище, на котором хоронили знатных, уважаемых мирян, которые помогали церкви
в ее содержании и были ревностными служителями православной веры. Для решения
вопросов связанных с соблюдением православных традиций и содержанием часовни избирался церковный староста. В «летописи села
Ониноборск» Ивана Ильина есть информация, что церковным старостой определенное
время был Серебрюхов Яков Андреевич,
человек глубоко верующий, имевший
авторитет у жителей села.
В 1910 годах в
Ониноборске торжественно открыта Пророко-Ильинская церковь. Площадь главного
помещения новой церкви составляла !!!!!!!!, здание церкви было ориентировано алтарем на восток,
вход был с западной стороны. Здание было
высоким, с двумя небольшими куполами (маковками) на крыше, с высокой оградой.
Постоянного священника не было, он приезжал для торжественных служб и свершения
православных обрядов и таинств.
«Из летописи села Ониноборск» Ивана Петровича
Ильина
˂…>Антониной
Андреевной Белоусовой, в девичестве Серебрюховой. Она была просвирней в церкви.
По церковным обычаям готовить просфоры, круглый небольшой хлеб, состоящий из
двух частей, могла только вдовая
женщина. Это делалось только в
престольные праздники, и поэтому
основной ее труд был в своем хозяйстве˂…>
Из
воспоминаний Бородина Валентина Николаевича, 1937 г.р.
˂…>Церковь
я помню хорошо. Маленькими мальчишками мы со страхом и любопытством заглядывали
через окна в церковь. Внутри она была большая, и стоял огромный крест до
потолка ближе к стене ˂…>.
В селе был установлен престольный праздник в
честь пророка Ильи - 2 августа. В этот день проходила торжественный молебен, а также Крестный ход с иконами по улицам села
и окрестностям. На этот религиозный праздник съезжались верующие с окрестных сел и
деревень, заканчивался праздник народными гуляньями. Традиция торжественно отмечать Ильин день, как престольный праздник села, продолжилась и
при советской власти, дожив до сегодняшних дней.
Около села было еще два культовых места, где
стояли большие деревянные, православные кресты. Одно такое место недалеко от
села, у кустов, по левую сторону от дороги, ведущей на озеро Сункурук, другое
на горе между Кундуем и Сункуруком, в четырех километрах от села на север. Они посещались верующими, как во время Крестного
Хода с участием прихожан Пророко-Ильинской церкви, так и Большого Крестного хода, в
котором участвовали верующие других сел
и деревень. Крестные ходы периодически проходили вплоть до Великой
Отечественной войны, но без былого величия и помпезности.
После закрытия церкви при Советской власти
здание было перекатано на новое место, в нем открыт сельский клуб для
культурной жизни села и показа фильмов. После открытия нового здания сельского
клуба в 1964 году здание бывшей церкви было перевезено на зерноток и
использовалось под склад, впоследствии передано частному лицу и вывезено из
села.
В 2016 году по инициативе атамана
Хоринского казачества Снеткова Сергея Алексеевича и его сподвижников был изготовлен православный крест, который был установлен на
одном из холмов недалеко от памятника партизанам. Высотой около шести метров,
покрашенный золотистой краской, с иконой
в центре креста и украшениями по концам перекладин он представляет собой
величественное зрелище. Крест освятил иерей Свято-Никольского храма села
Хоринск, при большом количестве местного населения.