МО сельское поселение "Краснопартизанское" Хоринский район Республики Бурятия

Официальный сайт

Уважаемые земляки Ониноборцы

        Пишите свои воспоминания, интересные факты, уточнения, присылайте старые фотографии на электронный адрес Snetkov_A_G@mail.ru , noytbyk10@mail.ru,  по телефону 24-1-49, 24-1-35, (сотовая связь у нас почти не ловит), через соцсети, (одноклассники), при личном общении.

         Пишите даже несколько строк, или просто определенный исторический факт.

Напишите о своих родственниках, знакомых, обо всех кто родился и вырос в Ониноборске, имеющих различные звания , правительственные награды, награжденные орденами и медалями, занимавшие высокие должности в различных структурах и тд. Мы вместе сделаем это дело.

Церковь

  Православие начало распространяться в Сибири со строительством первых острогов, в состав казацких отрядов обязательно входили священнослужители.  Вера играла заметную жизнь в жизни человека, была основой его духовности, оказывала влияние на развитие нравственности, культуры человека, несло просвещение в массы. Хранители веры были способны влиять на настроения, как правящей верхушки, так и простых людей.

 В период освоения Сибири простые люди, прибывшие  по различным причинам из центральной России, были в основном православного исповедования, и в большинстве случаев оставались на поселение, обратный путь был долгим и опасным. Царское правительство проводило политику массового крещения сибирских коренных  народов, преследуя этим свои цели, также  предоставляя им определенные льготы,. Среди старожилов Ониноборска были люди,  как имеющие богатые православные корни, так и крещеные буряты, так называемые карымы («харим»), что по бурятски означает – чуждый, изменивший своей вере.

Для свершения молебнов о душах усопших, чтения молитв и поминания предков, ушедших в мир иной, в селе имелась православная часовня,  располагалась она на небольшом пригорке в центре села.   За часовней было православное кладбище, на котором хоронили знатных, уважаемых мирян, которые помогали церкви в ее содержании и были ревностными служителями православной веры. Для решения вопросов связанных с соблюдением православных традиций и содержанием часовни  избирался церковный староста. В «летописи села Ониноборск» Ивана Ильина есть информация, что церковным старостой определенное время  был Серебрюхов Яков Андреевич, человек глубоко верующий,  имевший авторитет у жителей села.

В 1910 годах в Ониноборске торжественно открыта Пророко-Ильинская церковь. Площадь главного помещения новой церкви составляла !!!!!!!!, здание церкви было ориентировано алтарем на восток, вход был с западной стороны.  Здание было высоким, с двумя небольшими куполами (маковками) на крыше, с высокой оградой. Постоянного священника не было, он приезжал для торжественных служб и свершения православных обрядов и таинств.

«Из  летописи села Ониноборск» Ивана Петровича Ильина

˂…>Антониной Андреевной Белоусовой, в девичестве Серебрюховой. Она была просвирней в церкви. По церковным обычаям готовить просфоры, круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей,  могла только вдовая женщина.  Это делалось только в престольные праздники,  и поэтому основной ее труд был в своем хозяйстве˂…>

Из воспоминаний Бородина Валентина Николаевича, 1937 г.р.

˂…>Церковь я помню хорошо. Маленькими мальчишками мы со страхом и любопытством заглядывали через окна в церковь. Внутри она была большая, и стоял огромный крест до потолка ближе к стене ˂…>.

 В селе был установлен престольный праздник в честь пророка Ильи - 2 августа. В этот день проходила торжественный молебен,  а также Крестный ход с иконами по улицам села и окрестностям. На этот религиозный праздник  съезжались верующие с окрестных сел и деревень, заканчивался праздник народными гуляньями.   Традиция торжественно отмечать Ильин день,  как престольный праздник села, продолжилась и при советской власти, дожив до сегодняшних дней.

 Около села было еще два культовых места, где стояли большие деревянные, православные кресты. Одно такое место недалеко от села, у кустов, по левую сторону от дороги, ведущей на озеро Сункурук, другое на горе между Кундуем и Сункуруком, в четырех километрах от села на север.  Они посещались верующими, как во время Крестного Хода с участием прихожан Пророко-Ильинской  церкви, так и Большого Крестного хода, в котором участвовали верующие других  сел и деревень. Крестные ходы периодически проходили вплоть до Великой Отечественной войны, но без былого величия и помпезности.

 После закрытия церкви при Советской власти здание было перекатано на новое место, в нем открыт сельский клуб для культурной жизни села и показа фильмов. После открытия нового здания сельского клуба в 1964 году здание бывшей церкви было перевезено на зерноток и использовалось под склад, впоследствии передано частному лицу и вывезено из села.  

В 2016 году по инициативе атамана Хоринского казачества Снеткова Сергея Алексеевича  и его сподвижников был изготовлен  православный крест, который был установлен на одном из холмов недалеко от памятника партизанам. Высотой около шести метров, покрашенный золотистой краской,  с иконой в центре креста и  украшениями  по концам перекладин он представляет собой величественное зрелище. Крест освятил иерей Свято-Никольского храма села Хоринск, при большом количестве местного населения.

 

 

 

 

                                                                                     

 

Дополнительно: